Тест для 9 класса, вариант 2

 
 
 

Задача 1. Решите уравнение:

4 - 3x
-------=  2x - 1
 2 - x

Решение. Домножим на знаменатель и упростим:

4 - 3x = (2x - 1)(2 - x)
                 2
4 - 3x = 4x -  2x -  2 + x
4 - 3x =  - 2x2 + 5x - 2
2x2 - 8x + 6 = 0
  2
x  - 4x + 3 =  0

Решаем квадратное уравнение:

                                      √ --
D  = (- 4)2 - 4 ⋅ 1 ⋅ 3 = 16 - 12 = 4;  D =  2
x  = 4-+-2 =  6-= 3;   x =  4---2-=  2-= 1
 1     2      2         2     2      2

При x = 3, 2 - x = 2 - 3 = -10.
При x = 1, 2 - x = 2 - 1 = 10.
Оба решения подходят.

Ответ. x = 3, x = 1.

Комментарий. Квадратное уравнение можно решать разными способами.
В любом случае, важно проверить, что для найденного решения знаменатель дроби (в исходном уравнении) не равен нулю.

Задача 2. Решите систему неравенств:

{ 7 - 3x > 2x + 3

  6x - 4 ≤ 5 - 2x

Решение.

{ 7 - 3 > 2x + 3x

  6x + 2x ≤ 5 + 4
{
 4 > 5x
 8x ≤  9
{5x <  4

 8x ≤  9
{
  x < 4
      59
  x ≤ 8
4
5 < 9
8 (например, потому что 4
5 < 1, а 9
8 > 1).

Изобразим решения неравенств на числовой оси (желтый и синий цвет соответственно).

PIC

Пересечение этих решений (зеленый цвет) даст решение системы.

Ответ. x < 4
5.

Комментарий. Здесь после упрощения остается система из двух неравенств, направленных «в одну сторону». В таком случае одно из неравенств (x < 45) оказывается «более сильным» и «поглощает» второе неравенство (x 9
8), «более слабое» (понятно, что если x < 4
5, то тем более x 9
8). Это «более сильное» неравенство и остается в ответе.

Также можно использовать десятичные дроби и записать ответ как x < 0.8.

Задача 3. Упростите выражение и найдите его значение при x = -2, y = 3 и z = √ --
  5:

  2
x--+-10x-+--25 :-x-+-5--
   yz -  3y     4z - 12

Решение.

 2                          2                              2
x--+-10x-+-25-: -x-+-5--=  x-+--10x-+-25⋅4z---12-=  (x-+-5)-⋅4(z---3) = (x-+-5)-⋅ 4
   yz - 3y      4z - 12       yz - 3y     x + 5     y(z - 3)  x + 5          y

При x = -2 и y = 3:

(x + 5) ⋅ 4  (- 2 + 5) ⋅ 4  3 ⋅ 4
---------- = ------------=  ---- = 4
    y             3          3

Комментарий. Деление дробей сразу преобразуем в умножение. У первой дроби в числителе можно заметить квадрат суммы, в знаменателе вынести y за скобку. В числителе второй дроби можно вынести за скобку 4. Наконец, умножая дроби, можно сократить x + 5 и еще z - 3.

Задача 4. Найдите площадь изображенной на рисунке фигуры.

PIC

Решение. Площадь трапеции S = a+b
 2 h.
Основания a = 6, b = 3 (идут по вертикальным линиям).
Высота h = 5 (красная горизонтальная линия).

S =  a +-b⋅ h = 6-+-3 ⋅ 5 = 9-⋅ 5 = 45-= 22.5
       2          2          2     2

Комментарий. Здесь нужно проявить некоторую нешаблонность мышления, опознать трапецию, основания которой идут не горизонтально, а вертикально. Тогда высота будет идти горизонтально. Длины оснований и высоты легко считаются по клеточкам.

Задача 5. Коля сдаст экзамен по математике с вероятностью 0.75, а экзамен по русскому языку – с вероятностью 0.84. Процессы сдачи экзамена по разным предметам независимы друг от друга. С какой вероятностью Коля провалит оба экзамена?

Решение. Событие A - Коля не сдал экзамен по математике.
Событие B - Коля не сдал экзамен по русскому языку.
Коля провалил оба экзамена - событие AB.

P (A ) = 1 - 0.75 = 0.25;  P(B ) = 1 - 0.84 = 0.16
P (AB ) = P (A) ⋅ P (B) = 0.25 ⋅ 0.16 = 0.04

Ответ. P = 0.04.

Комментарий. События «Коля сдал экзамен» и «Коля не сдал экзамен» (по тому же предмету) - противоположные. Вероятность одного из них можно получить, вычитая из 1 вероятность другого. Так мы находит P(A) и P(B).

Совместное осуществление событий A и B называется произведением этих событий и обозначается AB.

Процессы сдачи экзаменов по разным предметам независимые, поэтому события A и B независимые. Тогда вероятность их произведения можно вычислить по формуле P(AB) = P(A) P(B).

Задача 6. Плот спускается вниз по реке от города A до города B за 10 часов. Катер проходит тот же маршрут за 2 часа 40 минут. Скорость катера в неподвижной воде 11 км/ч. Какова скорость течения реки?

Решение. S – расстояние от A до B (км), v – скорость течения (км/ч).

Маршрут плота: скорость v; время 10 ч

S =  v ⋅ 10

Маршрут катера: скорость 11 + v; время 2 ч 40 мин = 8
3 ч

              8
S =  (11 + v) ⋅-
              3

Приравняем:

                       8
v ⋅ 10 = S = (11 + v) ⋅--
                       3
                  8-
v ⋅ 10 = (11 + v ) ⋅3
v ⋅ 30 = (11 + v) ⋅ 8
30v =  88 + 8v
22v =  88;  v = 4

Ответ. 4 км/ч.

Комментарий. Логично обозначить буквами не только скорость течения (которую надо найти), но и неизвестное расстояние.

Классическую формулу s = v t мы применяем два раза: для плота и для катера. Итого, мы получили два разных выражения для расстояния S. Приравняв эти выражения друг к другу, мы далее исключаем S и получаем уравнение с одной неизвестной v. Так как надо найти именно v, решив уравнение, мы получим ответ.